
Режим управления личными грузовиками и автобусами
ОТПРАВИТЬ ЗАЯВКУ
мастерская по тахографам, оформление карт водителя, ГЛОНАСС мониторинг, переоборудование под ДОПОГ
В первую очередь рассмотрим основные понятия, которые используются в разделе 26 ПДД:
Примечание. В отличие от коммерческого транспорта, для личных автомобилей не учитывается общее время работы человека.
На основе перечисленных выше понятий можно составить расписание, позволяющее управлять грузовиком или автобусом без нарушений. Именно об этом и пойдет речь ниже.
В первую очередь рассмотрим понятие еженедельный отдых, которое должно быть учтено при управлении грузовиком. Пункт 26.3 ПДД:
26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:
…
не менее 45 часов в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством.
1. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов.
2. Еженедельный отдых должен быть выделен каждые 6 дней.
Обратите внимание, для водителей личных грузовиков и автобусов базовой величиной для расчета является не полная неделя (7 суток), а 6 суток.
Например, водитель начинает управление своим грузовиком в 8 утра понедельника. В этом случае расчетный период (6 суток) заканчивается в 8 утра воскресенья.
Если отложить еженедельный отдых на самый последний момент, то он должен начаться не позже, чем в 11 утра пятницы.
То есть получается, что если не использовать исключение (о нем речь пойдет ниже), то водитель не может использовать грузовик или автобус в течение 5 рабочих дней подряд.
Если воспользоваться исключением, то можно 1 раз в 2 недели уменьшить время еженедельного отдыха до 24 часов.
Например, водитель начинает управление своим грузовиком в 8 утра понедельника. В этом случае расчетный период (6 суток) заканчивается в 8 утра воскресенья.
Воспользуемся исключением и сократим время еженедельного отдыха до 32 часов. В этом случае пятый день управления может закончиться в 23:59 пятницы, то есть автомобиль удастся использовать 5 дней подряд.
При этом нужно компенсировать время, на которое был уменьшен еженедельный отдых. Его можно использовать сразу же, после окончания недели, то есть в воскресенье. При этом водитель непрерывно отдыхает с 23:59 пятницы по 21:00 воскресенья.
Еще раз напоминаю, что такое исключение можно использовать только 1 раз в течение 2-х недель подряд. То есть в самом лучшем случае можно рассчитать время за рулем так, что в первую неделю водитель будет управлять грузовиком или автобусом 5 полных дней, а во вторую – 4 полных дня и 3 часа.
Еще раз обратимся к пункту 26.3 ПДД:
26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:
не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха;
Ежедневный отдых имеет следующие особенности:
Например, пусть водитель начинает управление автомобилем в 8:00 понедельника. В этом случае 24-часовой период заканчивается в 8:00 вторника.
Если отложить ежедневный отдых на самый последний момент, то получится, что он должен начаться не позже 21:00 понедельника.
Что касается исключения, то оно позволяет уменьшить время отдыха до 9 часов. Сделать это можно не более 3-х раз в промежутке между еженедельными отдыхами.
Например, водитель садится за руль после выходного в 8:00 понедельника.
Если воспользоваться исключением, то отдых в понедельник, вторник и в среду можно начать позже – в 23:00.
В четверг воспользоваться исключением не удастся (лимит исчерпан), то есть отдых должен быть начат в 21:00.
Ну а в пятницу уже должен начаться еженедельный отдых – в 11:00 (если не пользоваться исключением в пределах недели).
Рассмотрим пункт 26.2 ПДД:
26.2. Время управления транспортным средством не должно превышать:
– 9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством, после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более 2 раз в течение календарной недели;
– 56 часов в течение календарной недели;
– 90 часов в течение 2 календарных недель.
В пределах одного рабочего дня время управления не должно превышать 9 часов.
Пусть водитель начинает управление машиной в 8:00 понедельника. В 21:00 начнется время его ежедневного отдыха.
То есть в промежутке между 8:00 и 21:00 у водителя есть 13 часов. Внутри этого промежутка он может произвольным образом выбрать время, когда он будет находиться за рулем (с учетом обязательных перерывов, которые будут рассмотрены ниже в этой статье).
Можно управлять автомобилем так:
08:00 – 12:30
13:15 – 17:45А можно так:
08:00 – 09:00
09:30 – 10:30
11:00 – 12:00
12:30 – 13:30
14:00 – 15:00
15:30 – 16:30
17:00 – 18:00
18:30 – 19:30
20:00 – 21:00
Также нужно учитывать и ограничения в пределах календарных недель:
Дважды в течение одной календарной недели время управления может быть увеличено до 10 часов.
Примечание. Важно понимать, что при этом время не должно накладываться на ежедневный или еженедельный отдых. То есть 10 часов нужно использовать в пределах 13 доступных часов между временем отдыха.
Например, в понедельник и во вторник можно управлять автобусом по такой схеме:
8:00 – 11:30
12:30 – 16:00
17:00 – 20:00В остальные дни максимальное время управления – 9 часов.
Обратимся к пункту 26.4 ПДД:
26.4. При достижении предельного времени управления транспортным средством, предусмотренного пунктом 26.1 и (или) абзацем вторым пункта 26.2 настоящих Правил, и при отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха, но не более чем:
…на 2 часа – для случая, указанного в абзаце втором пункта 26.2 настоящих Правил.
То есть, теоретически существует возможность увеличить время управления до 11 часов в стандартный день (9 часовой) или до 12 часов в увеличенный день (10 часовой). Однако это возможно лишь в том случае, если по пути нет подходящего места для стоянки и отдыха.
Например, схема управления грузовиком может выглядеть так:
08:00 – 12:30
13:15 – 17:45
18:30 – 21:30
В этом примере использованы все возможные исключения:
Рассмотрим пункт 26.1 ПДД:
26.1. Не позднее 4 часов 30 минут с момента начала управления транспортным средством или с момента начала очередного периода управления транспортным средством водитель обязан сделать перерыв для отдыха от управления транспортным средством продолжительностью не менее 45 минут, после которого этим водителем может быть начат очередной период управления транспортным средством. Указанный перерыв для отдыха может быть разделен на 2 части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут.
Суть данного пункта можно отразить так:
Простейший пример использования перерывов:
8:00 – 12:30 – управление автобусом;
12:30 – 13:15 – перерыв (можно начать следующий период управления)
Пример использования нескольких перерывов:
8:00 – 9:00 – управление
9:00 – 9:15 – перерыв 15 минут
9:15 – 10:15 – управление
10:15 – 10:20 – перерыв 5 минут
10:20 – 12:50 – управление
12:50 – 13:20 – перерыв 30 минут (можно начать следующий период управления)
Важно понимать, что как только водитель отдохнет 45 минут (за несколько перерывов, из которых последний – 30 минут), у него начнется новый период управления. Даже если он еще не провел за рулем 4 часа 30 минут:
Пример управления автомобилем с нарушением:
8:00 – 9:00 – управление
9:00 – 9:30 – перерыв
9:30 – 10:30 – управление
10:30 – 11:00 – перерыв
(Здесь начинается новый период управления, т.к. сумма двух перерывов составила 45 минут. Хотя водитель провел за рулем всего 2 часа.)
11:00 – 13:30 – управление
13:30 – 14:00 – перерыв
(Прошло 4,5 часа управления и водитель думает, что начинается новый период. Однако это не так, период начался раньше – в 11:00)
14:00 – 18:30 – управление
(Водитель думает, что это один период продолжительностью 4,5 часа, который начался в 14:00. Однако период начался в 11:00, то есть в 16:00 период должен быть закончен перерывом. Водитель может получить штраф.)
Так что внимательно следите за тем, чтобы не попасть в подобную ситуацию на практике.
Пункт 26.4 ПДД:
26.4. При достижении предельного времени управления транспортным средством, предусмотренного пунктом 26.1 и (или) абзацем вторым пункта 26.2 настоящих Правил, и при отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха, но не более чем:
на 1 час – для случая, указанного в пункте 26.1 настоящих Правил;
То есть, если Вы провели за рулем 4,5 часа, но остановиться для отдыха на дороге негде (например, машина попала в затор), то можно продолжить движение в течение 1 часа.
Получается, что максимальное время за рулем без перерыва – 5,5 часов.
Выше были рассмотрены все пункты, регламентирующие время управления грузовиками категории С и автобусами для физических лиц. Рассмотрим несколько примеров расписания, составленных без ошибок:
В данном случае нужно составить расписание, которое будет максимально приближено к стандартной рабочей неделе (5 дней по 8 часов, начинающиеся в одно и то же время).
Нечетная неделя:
пн | вт | ср | чт | пт |
8:00 – 12:00 | 8:00 – 12:00 | 8:00 – 12:00 | 8:00 – 12:00 | 8:00 – 12:00 |
13:00 – 17:00 | 13:00 – 17:00 | 13:00 – 17:00 | 13:00 – 17:00 | 13:00 – 17:00 |
Четная неделя:
пн | вт | ср | чт | пт |
8:00 – 12:00 | 8:00 – 12:00 | 8:00 – 12:00 | 8:00 – 12:00 | 8:00 – 11:00 |
13:00 – 17:00 | 13:00 – 17:00 | 13:00 – 17:00 | 13:00 – 17:00 |
В данном расписании:
Водитель автомобиля использует автомобиль нерегулярно (не чаще 1 раза в 7 дней). Расписание нужно составить таким образом, чтобы в течение дня управления провести максимальное время за рулем.
Время | Деятельность |
8:00 – 11:00 | управление автомобилем (3 часа) |
11:00 – 11:45 | перерыв, после него начинается новый период управления |
11:45 – 14:45 | управление автомобилем (3 часа) |
14:45 – 16:15 | перерыв для погрузки, проведения работы и т.п.; после него начинается новый период управления |
16:15 – 19:15 | управление автомобилем (3 часа) |
19:15 – 20:00 | перерыв, после него начинается новый период управления |
20:00 – 23:00 | управление автомобилем (1 час + 2 часа) |
23:00 – 20:00 (через 2 дня) | еженедельный отдых |
Примечание. Следующую поездку по такому же расписанию можно начать через 3 суток. То есть если первая поездка была в понедельник, то следующая возможна в четверг.
В данном расписании:
В данном примере нужно получить как можно больше времени управления автобусом, т.к. поездка предполагается на большое расстояние. Предположим, что время движения между пунктами составляет 28 часов.
День 1 | День 2 | День 3 |
8:00 – 11:00 | 8:00 – 11:00 | 8:00 – 12:00 |
11:45 – 14:45 | 11:45 – 14:45 | |
15:30 – 18:30 | 15:30 – 18:30 | |
19:15 – 22:15 | 19:15 – 22:15 |
В данном расписании:
Если использовать приведенное выше расписание и выехать в 8:00 понедельника, то в пункт назначения автобус приедет в 12:00 среды.
Чтобы уменьшить общее время в пути можно воспользоваться помощью второго водителя (у него должна быть своя карта тахографа) и садиться за руль по очереди:
День 1 (водитель 1) | День 1 (водитель 2) | День 2 (водитель 1) | День 2 (водитель 2) |
8:00 – 13:00 | еженедельный отдых | 8:00 – 13:00 | ежедневный отдых |
перерыв | 13:00 – 18:00 | еженедельный отдых | 13:00 – 16:00 |
18:00 – 23:00 | перерыв | еженедельный отдых | еженедельный отдых |
ежедневный отдых | 23:00 – 04:00 | еженедельный отдых | еженедельный отдых |
В данном расписании:
Если за рулем автобуса будут по очереди находиться 2 водителя, то время в пути уменьшится довольно значительно – на 20 часов.
Примечание. Чередовать 3-х водителей за рулем не имеет особого смысла, т.к. автобус и так находится в пути 20 из 24 часов. То есть максимальный выигрыш может составить лишь 4 часа. Хотя если в автобусе в любом случае находятся 3 водителя с правами категории D, то расписание можно составить и для троих.
В 2021 году штраф за нарушения режима управления грузовиком или автобусом предусмотрен частью 3 статьи 11.23 КоАП
Для водителя составляет 1 500 – 2 000 рублей.
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа | 3 000 – 5 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение норм времени управления и отдыха | 1 500 – 2 000 рублей |
Штраф от 3 000 до 5 000 рублей может быть наложен как в том случае, если водитель вообще не установил тахограф на свое транспортное средство, так и в том случае, если допущены нарушения при использовании тахографа.
Например, если водитель забыл включить тахограф, не вставил в него карту водителя или иным способом создал препятствия для нормальной работы тахографа, то его ждет именно этот штраф.
Штраф от 1 500 до 2 000 рублей накладывается только в том случае, если тахограф работает корректно, однако нормы по времени управления водителем не соблюдены.
Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также предусмотрены статьей 11.23 КоАП:
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа | Водитель: 3 000 – 5 000 рублей |
11.23 часть 2 | Выпуск на линию автомобиля без тахографа или автомобиля, с нарушениями требований к использованию тахографа | Должностное лицо: 7 000 – 10 000 рублей ИП: 15 000 – 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 – 50 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение режима труда и отдыха водителя | Водитель: 1 500 – 2 000 рублей Должностное лицо: 7 000 – 10 000 рублей ИП: 15 000 – 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 – 50 000 рублей |
В данном случае можно выделить 2 группы нарушений:
1. Если тахограф не работает должным образом (не включен, неисправен, используется без карты водителя и т.п.), то могут быть наложены штрафы по части 1 статьи 11.23 (на водителя) и части 2 статьи 11.23 (на должностное лицо организации и саму организацию). Под организацией в данном случае понимается юридическое лицо или ИП.
2. Если в процессе работы нарушен режим труда и отдыха водителя, то накладывается штраф по части 3 статьи 11.23.
Режим труда и отдыха водителей
Причем наложение штрафа по данной статье имеет важные особенности:
В заключение хочу отметить, что тахографы и штрафы за их отсутствие введены в первую очередь для того, чтобы исключить слишком долгое нахождение водителей автобусов и грузовиков за рулем. Если у Вас в организации или в личном пользовании есть грузовик тяжелее 3,5 тонн или автобус, то имеет смысл составить график работы без нарушения законодательства и следить за корректной работой тахографа. И в этом случае приведенные выше штрафы не будут Вам угрожать.
Статья взята с сайта pddmaster.ru
На карте предприятия не содержится никакой информации. Карта нужна исключительно как ключ для выгрузки данных из памяти тахографа.
В упаковке 3 рулона термобумаги с разлиновкой.
Используется для эксплуатации на территории РФ