Контроль температуры рефрижераторов
ОТПРАВИТЬ ЗАЯВКУ
мастерская по тахографам, оформление карт водителя, ГЛОНАСС мониторинг, переоборудование под ДОПОГ
Российские транспортные компании используют для перевозки скоропортящихся грузов порядка 500 тысяч рефрижераторов. Это достаточно дорогое оборудование: новый рефрижератор может стоить несколько миллионов рублей, соизмеримой величины достигает и стоимость находящегося в рефрижераторе груза.
Интенсивность биохимических процессов, происходящих в органических материалах во время их транспортировки, зависит от климатических условий – от температуры и влажности. При повышении температуры продуктов питания активизируются находящиеся них микроорганизмы, а при слишком низкой температуре лёд, образующийся внутри плодов, может разорвать их. При слишком высокой влажности продукты начинают гнить. Перечисленные нарушения режима перевозки могут привести к тому, что груз утратит потребительские свойства и не будет принят получателем. А Вы понесете убыток в миллионы рублей.
Производители молочных продуктов признают, что потери груза из-за нарушения климатического режима во время перевозки могут достигать 15%, аналогичная ситуация с другими скоропортящимися грузами. При имеющихся объёмах рефрижераторных перевозок (миллиарды тонн в год) это означает гигантский убыток, который вынуждены компенсировать перевозчики (в тех случаях, когда порча груза происходит по их вине) и страховые компании (что, в свою очередь, повышает стоимость страховки). Для перевозчика срыв доставки означает не только материальный ущерб, но и потерю доверия клиентов: Заказчик не будет обращаться в транспортную компанию, которая не обеспечивает сохранность груза.
При наличии существенных рисков порчи груза важен постоянный контроль соблюдения заданных климатических условий, так как оперативное реагирование на любые неполадки – важнейший, если не единственный способ снижения указанных рисков. При незначительных (кратковременных) нарушениях режима восстановлением работоспособности рефрижератора можно заняться после поездки, но иногда для спасения груза требуются более активные действия: перенаправление рефрижератора в сервисный центр или к ближайшему складу.
Необходимый уровень оперативности может обеспечить подключение рефрижераторов к системам мониторинга транспорта (СМТ), но сложилась парадоксальная ситуация: большинство внедряемых рефрижераторных решений позволяет только регистрировать фактическую температуру внутри рефрижератора (температуру груза), чтобы зафиксировать нарушения и потом, когда ущерб уже нанесён, попытаться найти виновника. Задача предупреждения нарушений даже не ставится.
Попробуем разобраться, как этот недостаток можно устранить.
Рефрижератор – это транспортное средство, оснащённое холодильно-обогревательной установкой и предназначенное для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов и других грузов (фармацевтическая продукция, цветы и т.п.), сохранность которых требует соблюдения определённого климатического режима – диапазона допустимой температуры или влажности, зависящего от вида груза и продолжительности поездки.
Обычно владельцы рефрижераторов устанавливают для контроля климатического режима температурные регистраторы (логгеры). Эти устройства фиксируют с помощью подключаемых к ним датчиков температуру и, в ряде случаев, влажность. Значения контролируемых параметров с заданной периодичностью сохраняются в памяти логгера, а для удобства контроля текущего состояния в составе логгера может быть предусмотрен дисплей.
Сохранённые данные можно просмотреть после поездки с помощью соответствующего программного обеспечения, подключив сам логгер или его модуль памяти к компьютеру. Если установить логгер с дисплеем в кабине (некоторые модели допускают такой вариант монтажа), то водитель сможет следить за температурой груза, не прерывая движение.
Каждый датчик, подключаемый к логгеру, фиксирует только один параметр работы системы и только в одной точке, поэтому для получения полной картины необходимо установить много дополнительных датчиков, что приводит к значительным затратам, а также требует проведения монтажных работ, нарушающих целостность рефрижератора.
Есть неудобства и при анализе информации, собранной множеством независимых датчиков – необходимо совмещать все показания на единой шкале времени, чтобы выявить, например, причинно-следственную связь между частотой открывания дверей и повышением температуры груза. Интеграция датчиков температуры / влажности или логгеров в СМТ (посредством подключения к навигационному терминалу) облегчает анализ, но количество необходимых датчиков не уменьшает, а количество контролируемых параметров – не увеличивает.
Контроллер рефрижератора является “мозгом” всего агрегата, он предназначен для управления холодильной установкой и уже установлен на заводе-изготовителе. Требуемая температура перевозки груза вводится с помощью специального пульта, и контроллер поддерживает её, выбирая периоды включения компрессора, интенсивность работы вентиляторов и т.п. Датчики контроллера, которые установлены производителем в наиболее подходящих точках без нарушения целостности системы, получают следующие параметры:
Контроль всех перечисленных параметров обеспечивает более точное представление о текущем состоянии груза, чем фиксация только его фактической температуры, и даже позволяет прогнозировать дальнейшее изменение условий перевозки. Некоторые из этих параметров являются внутренней информацией контроллера рефрижератора и не могут быть получены с помощью независимых датчиков.
Например, только от контроллера можно получить значение заданной требуемой температуры груза, что необходимо для решения очень важных задач:
– В начале перевозки: контроль соответствия установленных условий (заданной температуры) типу перевозимого груза;
– Постоянно в течение поездки: контроль соответствия фактической и заданной температуры с оповещением водителя и / или диспетчера о превышении допустимого отклонения.
Недостатком работы с контроллером рефрижератора является отсутствие удобного средства передачи данных водителю при использовании рефрижераторного прицепа или полуприцепа – надо тянуть провода между кабиной и отцепляемой частью транспортного средства, иначе придётся периодически останавливать машину и подходить к кузову. А для оперативного информирования диспетчера (аналогично СМТ) требуется дорогое фирменное устройство, предназначенное для удалённого управления контроллером – такое решение зависит от марки рефрижератора и существенно ограничивает выбор диспетчерского программного обеспечения. Дополнительные сложности возникают у крупных транспортных компаний, эксплуатирующих рефрижераторы нескольких производителей одновременно – им приходится приобретать и эксплуатировать сразу несколько учётных систем.
Как совместить оперативность обработки информации, которую предоставляет система мониторинга транспорта, с полнотой информации о работе рефрижератора, которую может обеспечить только доступ к его контроллеру, и при этом избежать жёсткой привязки к производителю оборудования? Оказывается, такое решение уже есть!
Среди российских компаний, разрабатывающих “умную электронику”, одним из пионеров интеграции рефрижераторов в систему мониторинга стала компания “Кварта Технологии”. Специализированное бортовое устройство адаптер-регистратор iQFreeze* представляет собой электронный модуль, который монтируется на рефрижераторной установке.
Температурный регистратор iQFreeze R рекомендуется к применению на транспортных средствах, оснащенных ХОУ, в том числе с прямым приводом от двигателя ТС, для получения свидетельства СПС.
Расширенная версия устройства iQFreeze R с функциями контроля и управления ХОУ в сочетании с возможностями поверенного температурного регистратора (“2 в 1”).
Универсальные адаптеры-регистраторы iQFreeze Pro подключаются к контроллеру рефрижераторной установки штатным способом и получают данные непосредственно от блока управления установкой, без использования дополнительных датчиков/сенсоров. Обработанная информация передаётся в бортовое устройство системы мониторинга транспорта.
Для удобного контроля водителем состояния рефрижераторной установки и параметров транспортировки груза используется мобильное приложение iQFreeze Mobile. Также с помощью iQFreeze Mobile производится настройка всех устройств iQFreeze* и осуществляется печать термочеков на беспроводном принтере.
Для обмена данными прибор подключается к навигационному терминалу по шине CAN или интерфейсу RS-232, то есть тем же способом, что и множество других устройств. В СМТ передаются все параметры, которые может предоставить контроллер рефрижератора, включая требуемую температуру груза.
Никакие дополнительные датчики в рефрижераторе устанавливать не нужно – iQFreeze* получает всю необходимую информацию непосредственно от контроллера, подключаясь к разъёму, предусмотренному производителем именно для этой цели. Фирменное устройство для удалённого управления контроллером рефрижератора также не требуется. Устройство iQFreeze* совместимо с различными моделями рефрижераторов крупнейших зарубежных производителей: ThermoKing, Carrier, Zanotti. Список поддерживаемого оборудования постоянно расширяется.
Подключая iQFreeze* к системе мониторинга, владельцы рефрижераторов получают надёжный и эффективный инструмент контроля режимной перевозки в реальном времени, позволяющий на ранней стадии распознать большинство неисправностей холодильного оборудования, своевременно устранить их, а значит – уменьшить или полностью предотвратить риск порчи груза.