
Контроль температуры рефрижераторов
ОТПРАВИТЬ ЗАЯВКУ
Авторизованная мастерская по цифровым и аналоговым тахографам.
Российские транспортные компании используют для перевозки скоропортящихся грузов порядка 500 тысяч рефрижераторов. Это достаточно дорогое оборудование: новый рефрижератор может стоить несколько миллионов рублей, соизмеримой величины достигает и стоимость находящегося в рефрижераторе груза.
Интенсивность биохимических процессов, происходящих в органических материалах во время их транспортировки, зависит от климатических условий – от температуры и влажности. При повышении температуры продуктов питания активизируются находящиеся них микроорганизмы, а при слишком низкой температуре лёд, образующийся внутри плодов, может разорвать их. При слишком высокой влажности продукты начинают гнить. Перечисленные нарушения режима перевозки могут привести к тому, что груз утратит потребительские свойства и не будет принят получателем. А Вы понесете убыток в миллионы рублей.
Производители молочных продуктов признают, что потери груза из-за нарушения климатического режима во время перевозки могут достигать 15%, аналогичная ситуация с другими скоропортящимися грузами. При имеющихся объёмах рефрижераторных перевозок (миллиарды тонн в год) это означает гигантский убыток, который вынуждены компенсировать перевозчики (в тех случаях, когда порча груза происходит по их вине) и страховые компании (что, в свою очередь, повышает стоимость страховки). Для перевозчика срыв доставки означает не только материальный ущерб, но и потерю доверия клиентов: Заказчик не будет обращаться в транспортную компанию, которая не обеспечивает сохранность груза.
При наличии существенных рисков порчи груза важен постоянный контроль соблюдения заданных климатических условий, так как оперативное реагирование на любые неполадки – важнейший, если не единственный способ снижения указанных рисков. При незначительных (кратковременных) нарушениях режима восстановлением работоспособности рефрижератора можно заняться после поездки, но иногда для спасения груза требуются более активные действия: перенаправление рефрижератора в сервисный центр или к ближайшему складу.
Необходимый уровень оперативности может обеспечить подключение рефрижераторов к системам мониторинга транспорта (СМТ), но сложилась парадоксальная ситуация: большинство внедряемых рефрижераторных решений позволяет только регистрировать фактическую температуру внутри рефрижератора (температуру груза), чтобы зафиксировать нарушения и потом, когда ущерб уже нанесён, попытаться найти виновника. Задача предупреждения нарушений даже не ставится.
Попробуем разобраться, как этот недостаток можно устранить.
Рефрижератор – это транспортное средство, оснащённое холодильно-обогревательной установкой и предназначенное для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов и других грузов (фармацевтическая продукция, цветы и т.п.), сохранность которых требует соблюдения определённого климатического режима – диапазона допустимой температуры или влажности, зависящего от вида груза и продолжительности поездки.
Обычно владельцы рефрижераторов устанавливают для контроля климатического режима температурные регистраторы (логгеры). Эти устройства фиксируют с помощью подключаемых к ним датчиков температуру и, в ряде случаев, влажность. Значения контролируемых параметров с заданной периодичностью сохраняются в памяти логгера, а для удобства контроля текущего состояния в составе логгера может быть предусмотрен дисплей.
Сохранённые данные можно просмотреть после поездки с помощью соответствующего программного обеспечения, подключив сам логгер или его модуль памяти к компьютеру. Если установить логгер с дисплеем в кабине (некоторые модели допускают такой вариант монтажа), то водитель сможет следить за температурой груза, не прерывая движение.
Каждый датчик, подключаемый к логгеру, фиксирует только один параметр работы системы и только в одной точке, поэтому для получения полной картины необходимо установить много дополнительных датчиков, что приводит к значительным затратам, а также требует проведения монтажных работ, нарушающих целостность рефрижератора.
Есть неудобства и при анализе информации, собранной множеством независимых датчиков – необходимо совмещать все показания на единой шкале времени, чтобы выявить, например, причинно-следственную связь между частотой открывания дверей и повышением температуры груза. Интеграция датчиков температуры / влажности или логгеров в СМТ (посредством подключения к навигационному терминалу) облегчает анализ, но количество необходимых датчиков не уменьшает, а количество контролируемых параметров – не увеличивает.
Контроллер рефрижератора является “мозгом” всего агрегата, он предназначен для управления холодильной установкой и уже установлен на заводе-изготовителе. Требуемая температура перевозки груза вводится с помощью специального пульта, и контроллер поддерживает её, выбирая периоды включения компрессора, интенсивность работы вентиляторов и т.п. Датчики контроллера, которые установлены производителем в наиболее подходящих точках без нарушения целостности системы, получают следующие параметры:
Контроль всех перечисленных параметров обеспечивает более точное представление о текущем состоянии груза, чем фиксация только его фактической температуры, и даже позволяет прогнозировать дальнейшее изменение условий перевозки. Некоторые из этих параметров являются внутренней информацией контроллера рефрижератора и не могут быть получены с помощью независимых датчиков.
Например, только от контроллера можно получить значение заданной требуемой температуры груза, что необходимо для решения очень важных задач:
– В начале перевозки: контроль соответствия установленных условий (заданной температуры) типу перевозимого груза;
– Постоянно в течение поездки: контроль соответствия фактической и заданной температуры с оповещением водителя и / или диспетчера о превышении допустимого отклонения.
Недостатком работы с контроллером рефрижератора является отсутствие удобного средства передачи данных водителю при использовании рефрижераторного прицепа или полуприцепа – надо тянуть провода между кабиной и отцепляемой частью транспортного средства, иначе придётся периодически останавливать машину и подходить к кузову. А для оперативного информирования диспетчера (аналогично СМТ) требуется дорогое фирменное устройство, предназначенное для удалённого управления контроллером – такое решение зависит от марки рефрижератора и существенно ограничивает выбор диспетчерского программного обеспечения. Дополнительные сложности возникают у крупных транспортных компаний, эксплуатирующих рефрижераторы нескольких производителей одновременно – им приходится приобретать и эксплуатировать сразу несколько учётных систем.
Как совместить оперативность обработки информации, которую предоставляет система мониторинга транспорта, с полнотой информации о работе рефрижератора, которую может обеспечить только доступ к его контроллеру, и при этом избежать жёсткой привязки к производителю оборудования? Оказывается, такое решение уже есть!
Среди российских компаний, разрабатывающих “умную электронику”, одним из пионеров интеграции рефрижераторов в систему мониторинга стала компания “Кварта Технологии”. Специализированное бортовое устройство адаптер-регистратор iQFreeze* представляет собой электронный модуль, который монтируется на рефрижераторной установке.
Температурный регистратор iQFreeze R рекомендуется к применению на транспортных средствах, оснащенных ХОУ, в том числе с прямым приводом от двигателя ТС, для получения свидетельства СПС.
Расширенная версия устройства iQFreeze R с функциями контроля и управления ХОУ в сочетании с возможностями поверенного температурного регистратора (“2 в 1”).
Универсальные адаптеры-регистраторы iQFreeze Pro подключаются к контроллеру рефрижераторной установки штатным способом и получают данные непосредственно от блока управления установкой, без использования дополнительных датчиков/сенсоров. Обработанная информация передаётся в бортовое устройство системы мониторинга транспорта.
Для удобного контроля водителем состояния рефрижераторной установки и параметров транспортировки груза используется мобильное приложение iQFreeze Mobile. Также с помощью iQFreeze Mobile производится настройка всех устройств iQFreeze* и осуществляется печать термочеков на беспроводном принтере.
Для обмена данными прибор подключается к навигационному терминалу по шине CAN или интерфейсу RS-232, то есть тем же способом, что и множество других устройств. В СМТ передаются все параметры, которые может предоставить контроллер рефрижератора, включая требуемую температуру груза.
Никакие дополнительные датчики в рефрижераторе устанавливать не нужно – iQFreeze* получает всю необходимую информацию непосредственно от контроллера, подключаясь к разъёму, предусмотренному производителем именно для этой цели. Фирменное устройство для удалённого управления контроллером рефрижератора также не требуется. Устройство iQFreeze* совместимо с различными моделями рефрижераторов крупнейших зарубежных производителей: ThermoKing, Carrier, Zanotti. Список поддерживаемого оборудования постоянно расширяется.
Подключая iQFreeze* к системе мониторинга, владельцы рефрижераторов получают надёжный и эффективный инструмент контроля режимной перевозки в реальном времени, позволяющий на ранней стадии распознать большинство неисправностей холодильного оборудования, своевременно устранить их, а значит – уменьшить или полностью предотвратить риск порчи груза.