Каждый механик или собственник ТС сталкивается с проблемой накрутки спидометра водителем. И чем дольше мы живем, тем технологичней становятся способы накрутки.
Раньше брали дрель или моторчик, цепляли на тросик спидометра и крутили до нужных показателей. А затем на накрученый пробег сливали излишки топлива. Так и жили “Не на одну зарплату”.
Теперь когда техника стала электронной процесс накрутки стал более технологичным и изощренным. И менее заметным для “проверяющего”.
Немного теории.
Для визуализации пробега в транспортном средстве имеется одометр в составе спидометра. По большому счету скорость и километраж это одно целое.
При движении транспортного средства по дороге колесо крутится. Вращающий момент по средствам “шетеренок” генерируют импулсы на датчике скорости в коробке передач . Импульсы передаются по проводам в спидометр, визуализируя скорость или пробег.
Корректность пробега и скорости формируется за счет Коэффициента вводимого в спидометр или тахограф транспортного средства, при калибровке ТС на контрольной дистанции. Изменение коэффициента (при неизменном количестве импульсов с датчика скорости на контрольной дистанции) может привести либо к завышению или занижению эталонного показателя пробега или скорости.
Так же показатели скорости или пробега можно скорректировать изменением количества импульсов (превышая эталонное значение записанные в спидометре или тахографе). Чем и занимаются нынче “продвинутые водители” используя генератор частоты импульсов. Врезавшись в проводку между датчиком скорости и спидометром. А с сегодняшними реалями и этого делать не надо. Достаточно вставить генератор частоты в OBD разъем.
То есть (при обычном движении ТС со скоростью 60 км/час) повысив количество импульсов “продвинутый водитель” получает скорость 90 км/час и на расстоянии в 100 километров получает показания на одометре 150 километров.
Как выявить накрутку
Данные манипуляции производятся во время движения транспортного средства и зафиксировать их можно только находясь рядом с водителем. Зачастую после рейса “предприимчивый водитель” выдергивает устройство из OBD разъема либо выключает его. И ни какой контрольный замер пробега не покажет нарушений.
Так бы и продолжалось эта малина дальше, если бы не появился таахографа на транспортном средстве.
Тахограф постоянно регистрирует входящие импульсы с датчика скорости и записывает их в свою память. В случае необходимости Вы можете выгрузить эти данные с тахографа или распечатать с тахографа отчет о скоростном режиме за конкретную дату и время (1, 12 или 24 часа).
И посмотреть корректность графика скорости.
На графике Вы увидите корректный скоростной режим – я эго называю электрокордиограммой (с ускорениями и остановками) и “накрутку” с постоянно завышенной скоростью.
Остается распечатать отчет и пригласить “нерадивого водителя” на серьезный разговор. Так как тахограф является средством измерения, то Вы сможете данный чек приложить в суде в качестве доказательной базы.
В дополнении к данному решению рекомендуем установить систему ГЛОНАСС мониторинга, которая позволит следить и контролировать пробег транспортного средства отталкиваясь от показаний ГЛОНАСС системы.
На момент манипуляций с одометром, Водитель должен будет выключить ГЛОНАСС систему. (так как будут серьезные расхождения по пробегу). Соответственно если у Вас в отчетах ГЛОНАСС системы появились пропуски по пробегу – для Вас это первый звоночек, чтобы взять Водителя на контроль и проверить отчет скоростных режимов из тахографа!
ООО НПЦ Сигнал Сервис, Тимофей Лобушкин