Инструктажи для водителей по БДД

Требования закона с 1 сентября 2021 года. Правила проведения инструктажей. Ответственность должностных лиц и штрафы. Почему важно проводить инструктажи по тахографам.

Кто обязан проводить инструктажи БДД, в каких законах об этом сказано и какие штрафы грозят

Инструктажи для водителей по безопасности перевозок обязаны проводить:

  • все юрлица и ИП, эксплуатирующие грузовики и автобусы

Данное требование прописано в Приказе Минтранса №145 “Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом” (ссылка на текст приказа).

Приказ вступил в силу с 1 сентября 2021 года и пришел на замену Приказу Минтранса России №7 от 15.01.2014, который перестал действовать 1 января.
Выдержки из Приказа №145 про инструктажи
Положения приказа №145 распространяются на любые организации, в штате которых есть хотя бы один грузовик или автобус. Инструктажи по БДД для водителей должны проводиться в случае со всеми видами перевозок. В их числе:

  • коммерческие рейсы (на основании договора перевозки или договора фрахтования)
  • перевозки для внутренних нужд организации (без заключения договоров с иными лицами)

Также обратите внимание, что обязанность выполнять требования приказа №145 зафиксирована в федеральном законе №196 “О безопасности дорожного движения”. Статья 20, пункт 2:

  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:


“соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта”.

Если при проверках госорганы выяснят, что водитель не прошел обязательный инструктаж, это приведет к штрафам по статье 12.31.1 КоАП РФ:

  • должностное лицо, ответственное за БДД – 10 000 р.
  • юр. лицо – 30 000 р.

Важно знать: Соблюдение требований по проведению инструктажей по безопасности защищает должностных лиц и компании от претензий надзорных органов в случае нарушений, допущенных водителем на трассе.

Какими бывают инструктажи для водителей

Инструктажи делятся на 4 типа:

  • Вводный инструктаж. Проводится при приеме водителей на работу. Включает донесение общих требований по безопасной эксплуатации транспортных средств в автопарке.
  • Предрейсовый инструктаж. Проводится перед отправлением водителя в рейс, за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту. Включает донесение до водительского состава деталей соблюдения БДД на конкретном маршруте.
  • Сезонный инструктаж. Проводится со всеми водителями два раза в год – перед весенне-летним и осенне-зимним периодами. Включает вопросы безопасности дорожного движения в соответствующих погодных и дорожных условиях.
  • Специальный инструктаж. Проводится, если возникают факторы, влияющие на привычные условия работы водителей (новые законы и правила, нештатные ситуации, угроза терактов и т.п.).

Важно знать: Иногда водители и работодатели путают инструктажи по БДД с инструктажами по охране труда. Это разные виды инструктажей. Инструктажи по охране труда тоже делятся на несколько типов (первичный, повторный, внеплановый, целевой) и регламентируются Трудовым кодексом РФ и приказом Минтруда и соцзащиты от 9.12.2020 г. №871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте (ссылка на приказ).

В автопарке должны проводится оба типа инструктажей.

Регламент проведения инструктажей

Нормативно-правовые акты РФ не содержат требований к содержанию инструктажей. Также в законах не говорится о том, что инструктаж должен быть обязательно в письменном или устном виде.

Главное: вести журнал учета инструктажей, в котором по факту их проведения расписываются водители и должностные лица. Журнал можно вести как в бумажном виде, так и в электронном, если у работодателя и водителя есть цифровые подписи (ЭЦП).
Выдержки из Приказа №145 про ведение журнала инструктажей
Несмотря на отсутствие строгих требований к содержанию и форме, в автопарках следует иметь тексты инструктажей.

  • Во-первых, это удобно если на предприятии сменился механик или специалист БДД. Ему не придётся «изобретать велосипед» при проведении инструктажа.
  • Во-вторых, имея текст инструктажа, проще доказать, что водитель был проинструктирован по тому или иному вопросу.

При создании и проведении инструктажей можно пользоваться Положением о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09. Документ старый, но в качестве подспорья подойдёт. Ссылка на документ.

Кто из сотрудников автопарка может проводить инструктаж

Инструктаж по БДД должен проводить сотрудник автопарка, который:

  • имеет профильное образование, либо свидетельство о профессиональной переподготовке
  • аттестован в УГАДН
  • назначен приказом работодателя за обеспечение безопасности дорожного движения

Требования к аттестации изложены в Приказе Минтранса РФ от 31.07.2020 №283 “Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью” (ссылка на документ).

Важно знать: Инструктажи по безопасности дорожного движения не вправе проводить специалист, ответственный только за охрану труда.

БДД – это отдельное направление и отдельная аттестация.

Специалист по охране труда может совмещать должность специалиста по БДД, если он аттестован по каждому направлению.

Какие госорганы могут проверить наличие инструктажей в автопарке

Наличие журнала учета инструктажей водителей проверяет Ространснадзор при проведении плановых проверок предприятия.

Право Ространснадзор запрашивать документы о проведении инструктажей зафиксировано в “Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” (статья 3.1.2) и в ПП №1043 “О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве” (положение 2.”з”).

Повторим, что если в автопарке обнаружится отсутствие инструктажей, это приведет к штрафам по статье 12.31.1 КоАП РФ:

  • должностное лицо, ответственное за БДД : 7 000 – 10 000 р.
  • юр. лицо: 30 000 – 50 000 р.

В случае с резонансными дорожно-транспортными происшествиями проверить факт проведений инструктажей могут правоохранительные органы и прокуратура. Отсутствие инструктажей ухудшит положение обвиняемых по уголовным статьям.

Нужны ли инструктажи по тахографам для водителей грузовиков и автобусов

В законах нет прямого требования проводить инструктажи по тахографам и по соблюдению режимов труда и отдыха (РТиО).

Однако, на сегодняшний день соблюдение тахографических правил является важнейшей составляющей БДД для грузовиков и автобусов.

Поэтому проводить такие специальные инструктажи необходимо, чтобы:

  • постоянно учить водителей правильно пользоваться тахографами и не нарушать требований РТиО
  • застраховать должностных лиц и компанию от штрафов по статье 11.23 КоАП (Управление ТС или выпуск на линию ТС без тахографа, несоблюдение норм времени управления ТС и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей).

Важно знать: В поездках водители сплошь и рядом нарушают требования Приказа №440 (об использовании тахографов) и №424 (о соблюдении режимов труда и отдыха). Штрафы, выписанные водителям, автоматически ведут к административным делам в отношении должностных лиц и компаний. Подробно о логике выписывания штрафов вы можете прочесть в нашей статье “Штраф за тахограф для должностных лиц. Как это происходит?”.

Наличие инструктажей по тахографам и РТиО поможет доказать невиновность должностных лиц и юридических лиц при обжаловании штрафов на организацию по статье 11.23 КоАП.

Как организовать инструктаж по тахографам в автопарке

При проведении инструктажей по тахографам нужно руководствоваться требованиями Приказа Минтранса №440. Водители должны знать наизусть следующие пункты приказа:
Приложение N 3. Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства. 

11. Водители транспортных средств обязаны:

1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет принадлежащую ему карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период 
времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя – в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);
3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
5) осуществлять вывод на печать информации;
6) не использовать поврежденную карту водителя;
7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;
8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами


Приложение N 3. Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства. 

12. Водителям запрещается:

1) эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом;
2) использование тахографа без карты водителя;
3) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;
4) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;
5) использование тахографа, сведения о модели которого не учтены в перечень сведений о моделях тахографов;
6) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
7) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;

8) использование тахографа, сведения о результатах поверки которого, подтверждающие его пригодность для применения, не содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке тахографа, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия

Для Вашего удобства мы объединили эти требования в понятный для водителей инструктаж, который можно скачать в текстовом формате:

 Скачать

Но достаточно ли просто напоминать водителям о правилах использования тахографов и соблюдении режимов труда/отдыха?

Нет!

Как показывает наша практика, водители повсеместно нарушают тахографические правила и подводят под штрафы должностных и юридических лиц. Поэтому мы рекомендуем при каждом инструктаже разбирать конкретные нарушения и недоработки, чтобы оградить себя от ненужных взысканий.

Как сделать инструктажи по тахографам эффективными?

При проведении инструктажей рекомендуем опираться на данные, считанные с карт водителей в сервисе GR.Cards.

На основе расшифровки ddd файлов эта программа информирует об упущениях и проблемах, которые нужно сразу решать для пресечения штрафов на водителя, компанию и должностное лицо.Например, в отчете “Полнота данных” можно вовремя увидеть самое частое нарушение водителей – езду без карты.

Эти и другие нарушения порядка эксплуатации также доступны в модуле “Контроль законодательства”.

Плюс вы можете оценить ситуацию по всему автопарку и разобрать конкретные нарушения с помощью отчета “Статистика нарушений”

Контролировать, как менялись режимы труда и отдыха по тахографу в течение смены, можно в отчете “Выработка нормы”.

Такой подход позволит вам проводить инструктажи действительно эффективно, а не “для галочки”. Разбирая конкретные недочеты в GR.Cards, вы сможете указывать водителям на обнаруженные проблемы при проведении инструктажей и пресекать новые нарушения.


Регистрируйтесь в GR.Cards, чтобы профессионально проводить инструктажи и избегать штрафов. Вы получите бесплатный доступ ко всем функциям на 7 дней. Далее сами решите, пользоваться бесплатно базовым функционалом или за небольшие деньги всеми возможностями.

Информация взята с сайта georoute.ru

Сопутствующие товары

Мы предлагаем для Вас товары только высочайшего качества

Считыватели карт тахографа

Считыватели – это устройства позволяющие производить выгрузку данных с смарт-карт или из памяти тахографа. Некоторые модели позволяют собой практичное комплексное решение для выполнения установленных законом требований как ЕСТР, так и российского законодательства относительно национальной системы тахографии (тахографы СКЗИ).

от 1700 руб.
Подробнее
Программа GR Cards

GR CARDS – это инструмент для считывания данных с карт водителй, расшифровки информации и перевода в простой читаемый вид. Алгоритм сервиса построен на законодательстве РФ и приказах Министерства транспорта и дает возможность отслеживать фактические нарушения водителей.

от 95 руб.
Подробнее

Сделать заказ

Если Вы определились с решением, мы готовы записать Вас на
установку в сервисный центр.

Менеджер

Сальников Иван

 

+7 (962) 205-33-99

 

Отправить заявку
Менеджер
Менеджер

Пикушин Михаил

 

+7 (903) 828-89-98

 

Отправить заявку