Калибровка тахографа (проверка/юстировка/тарировка/настройка) – это процесс измерения характеристических параметров транспортного средства и настройка тахографа на измеренные величины. А так же определение соответствия параметров настройки, установки, пломбировки и маркировки контрольного устройства (тахографа) требованиям РФ или ЕСТР.
Калибровка тахографа должна быть проведена при наступлении любого из ниже перечисленных событий:
- Первоначальная установка после получения регистрационного номера (для цифровых тахографов);
- После установки тахографа в другом транспортном средстве;
- При изменение регистрационного номера транспортного средства (для цифровых тахографов);
- После ремонта тахографа, кабельного соединения и датчика;
- При отсутствии пломб и бирок;
- После изменения значения характеристического коэффициента транспортного средства – w);
- После изменение значения эффективной длины окружности ведущих колес транспортного средства – l или замена шин;
- Если время UTC спешит или отстает на 20 минут;
- После прохождения 2 лет с момента прошлого осмотра (24 месяца, 104 недели).
Регламент работ при калибровке
Калибровка тахографов осуществляется в два этапа: стендовая и дорожная проверка.
Стендовая проверка
Операции проверки подразделяются на визуальные и функциональные.
Визуальная проверка или осмотр позволяет убедиться в легальности использования контрольного устройства на транспортном средстве и подразделяется на следующие операции:
Проверка может проводиться мастерской в качестве самостоятельной процедуры по требованию заказчика либо в составе процедур настройки контрольного устройства.
Дорожная проверка
Дорожная проверка включает в себя процедуру технического осмотра транспортного средства.
Технический осмотр транспортных средств проводят только при наличии действующего сертификата о прохождении техосмотра.
В ходе технического осмотра необходимо убедиться, что соблюдаются “стандартные” условия, приведенные в рекомендации МОЗМ Р 55-1981 для определения коэффициента транспортного средства W, а именно:
для оценки технического состояния транспортного средства проводят осмотр коробки передач, адаптера, датчика импульсов, при необходимости проводят их техническое обслуживание;
давление в шинах измеряют с помощью шинного манометра; измеренные значения в шинах должны соответствовать требованиям изготовителям;
проверить на шинах отсутствие трещин, повреждений и местных отслоений протектора, высота рисунка протектора шин для грузовых автомобилей должна быть не менее 1,0 мм; измерение глубины протектора шин осуществляется глубиномером штангенциркуля в случае явного износа протектора шин.
В случае наличия трещин либо повреждений шин, а также несоответствия рисунка протектора и давления в шинах установленным требованиям, необходимо провести их техническое обслуживание.
Также проводится ряд операций:
- Считывание и перенос данных из памяти контрольного устройства в архив мастерской (в случае применимости),
- Автоматическое согласование датчика движения и контрольного устройства (в случае применимости),
- Определение и запись в память контрольного устройства постоянной контрольного устройства (k), соответствующей измеренному характеристическому коэффициенту транспортного средства (w),
- Корректировка (без ограничения) текущего времени UTC и установка поправки на местное время (при необходимости),
- Корректировка текущего показания счетчика пробега,
- Обновление или подтверждение других параметров, заложенных в контрольном устройстве: идентификация транспортного средства, показатели w и l, размер шин и регулировка устройства ограничения скорости (в случае применимости),
- Определение погрешностей измерения скорости, времени и пройденного пути,
- Установка таблички настройки параметров контрольного устройства,
- Пломбировка значимых компонентов датчика движения и контрольного устройства.
Автоматическое согласование датчика движения и контрольного устройства происходит в режиме настройки автоматически и заключается, как минимум в:
- Обновлении данных установки счетчика движения, содержащихся в памяти датчика движения (при необходимости),
- Копировании необходимых идентификационных данных датчика движения и блока памяти датчика движения в блок памяти контрольного устройства (в случае применимости).
После проведения согласования шифрованного датчика движения и контрольного устройства любая попытка модификации сигнала с датчика движения будет фиксироваться контрольным устройством в памяти.
Определение и запись в память контрольного устройства постоянной контрольного устройства – k производится мастером в следующем порядке:
– измерение характеристического коэффициента транспортного средства – w, одним из доступных мастеру способов;
– запись в память (или соответствующая настройка) контрольного устройства постоянной контрольного устройства – k, соответствующей значению измеренного характеристического коэффициента транспортного средства – w.
Измерение характеристического коэффициента транспортного средства – w мастер производит с использованием линейного участка по методу фиксированной дистанции.
По результатам произведенных замеров эффективной длины окружности ведущих колес транспортного средства, с использованием допущенного оборудования, а также определении других параметров, которые требуются для правильной настройки контрольного устройства (марка шин, ограничение скоростного режима движения, регистрационный и идентификационный номера транспортного средства и прочие параметры настройки, указанные производителем контрольного устройства), производится запись параметров настройки в память контрольного устройства (в случае применимости).
После завершения настройки установленного контрольного устройства на него или на иное место ТС, должна устанавливаться четко видимая и легко доступная табличка с параметрами настройки. После каждой настройки, проведенной авторизованным мастером, на месте прежней таблички устанавливается новая.
На табличке должны содержаться, как минимум, следующие данные:
- – название, адрес или фирменный знак мастера или мастерской (который содержит название и адрес),
- – характеристический коэффициент транспортного средства в форме “w = imp/km”… (“w = … имп./км”),
- – постоянная контрольного устройства в форме
- “k = … imp/km” (“k = имп./км”)
- эффективная окружность шин ведущих колес в форме
- “l = … mm” (“l = мм”),
- – типоразмер шин (маркировка) (в случае аналогового КУ не является обязательным параметром),
- – дата определения характеристического коэффициента транспортного средства и измерение эффективной окружности шин колес,
- – идентификационный номер транспортного средства (в случае аналогового КУ не является обязательным параметром).
Пломбирование контрольного устройства
Завершение настройки сопровождается обязательным наложением пломб мастера или мастерской. Пломбы накладываются на следующие детали:
- – любое соединение, которое в случае его нарушения приведет к не обнаруживаемым изменениям или к не обнаруживаемой потере данных;
- – табличку с параметрами настройки, если только она не прикреплена таким образом, что ее нельзя снять, не повредив нанесенную на ней маркировку.
- Указанные выше пломбы могут быть сняты:
- – в случае аварийной ситуации,
- – в целях установки, регулировки или ремонта устройства ограничения скорости или любого иного устройства обеспечения безопасности дорожного движения, при условии, что контрольное устройство продолжает функционировать надежно и правильно и пломбируется авторизованным мастером или мастерской сразу же после установки устройства ограничения скорости или любого иного устройства обеспечения безопасности дорожного движения или в течение семи дней в других случаях.
Каждый случай нарушения этих пломб должен быть предметом письменного уведомления с указанием причин, по которым были произведены такие действия. В случае обнаружения мастером факта нарушения пломб, мастер заполняет форму и передает один экземпляр владельцу ТС, один оставляет в мастерской.
Оформление результатов поверки
Результаты поверки заносят в протокол.
Результаты поверки считают положительными и тахограф признают пригодным к применению, если он соответствует требованиям настоящей методики. Положительные результаты поверки оформляют путем выдачи свидетельства о поверке и наносят оттиски поверительного клейма в соответствии со схемой пломбировки.
При отрицательных результатах поверки выдают извещение о непригодности с указанием причин непригодности. Тахограф, не прошедший поверку, к применению не допускается. Предыдущее свидетельство аннулируют, а клейма гасятся. В паспорте тахографа делается отметка о прохождении поверки.
Условия поверки
При проведении стендовой поверки тахографа должны быть соблюдены следующие условия:
- Температура окружающего воздуха, оС – (20 ± 5);
- Относительная влажность окружающего воздуха, % – (30- 80);
- Атмосферное давление, кПа – (84 -106);
- При проведении дорожной поверки тахографа должны быть соблюдены следующие условия, рассматриваемые в МОЗМ Р55-81 как “стандартные” условия:
- Транспортное средство находится в рабочем ненагруженном состоянии;
- Давление шин соответствует требованиям руководства по эксплуатации конкретного
- Транспортного средства (рекомендациям изготовителя);
- Износ шин находится в пределах, установленных ГОСТ 25478-91, т.е. отсутствие
- Трещин, повреждений и местных отслоений протектора, высота рисунка протектора
- Шин для грузовых автомобилей должна быть не менее 1,0 мм.