Какие тахографы эксплуатируются

В настоящее время эксплуатируются 3 типа тахографов:

  • аналоговые (механические и электронные ЕСТР)
  • цифровые (ЕСТР)
  • цифровые (РФ с СКЗИ)

Они отличаются по способу записи информации и степени ее защищенности. Принцип работы любого тахографа базируется на обработке электрических импульсов от датчика скорости на коробке передач и фиксации времени, проведенного транспортным средством в движении.

Аналоговый тахограф (ЕСТР) 

Внешне похож на спидометр или радиомагнитолу, он регистрирует данные на персональном диаграммном диске водителя, вставляемом под переднюю крышку тахографа лицевой стороной вверх. Один диск рассчитан на сутки работы. Перед поездкой водитель от руки вписывает в центральной части диска свои данные, пункт отправления, дату установки диска, показания счетчика пробега.

Сам диск – бумажный, с покрытием черной краской, слоем прозрачного пластика и слоем оксида цинка. Сверху он расчерчен шкалами и знаками. В процессе работы тахографа игла самописца движется по поверхности диска, оставляя след, свидетельствующий о пробеге или простое автомобиля.

Цифровой тахограф (ЕСТР) внешне похож на радиомагнитолу. Информация в тахограф поступает с кодированного датчика скорости установленного на коробке передач. При повороте ключа зажигания тахограф активируется. После установки карты водителя в картоприемник тахограф начинает регистрировать данные о режимах труда и отдыха водителя. При движении транспортного средства – регистрировать скоростные режимы и пробег. Данные поступающие с датчика скорости (при необходимости) транслируются на спидометр или в контроллер управления транспортного средства.

Запись всей информации идет в память тахографа и на цифровую карту водителя, напоминающую банковскую. В дальнейшем данные выгружаются с карточки водителя (каждые 28 дней) и с тахографа (каждые 90 дней). Выгрузка данных происходит с помощь загружиков. Данные должны храниться у перевозчика в течении 1 года.

Контроль данных так же можно осуществить по средствам распечатки отчетов (чековой ленты) из памяти тахографа и карты водителя.

Цифровой тахограф (Российский 2011-2013 годов) Основанием для создания Российского тахографа стало Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 “Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств”.  Российский цифровой тахограф идентичен по своему исполнению и функциям европейским цифровым тахографам.

Отличительной особенностью Российских тахографов является расширенная возможность регистрации движения транспортного средства. Кроме данных с датчика скорости тахограф получает (и передает) данные с встроенного модуля ГЛОНАСС/GPS, . Запись всей информации идет в память тахографа и на карту воителя только Российского образца.

С 2013 года такие тахографы стали не легитимны.

Цифровой тахограф с модулем СКЗИ (Средством Криптографической Защиты Информации)

Основанием для создания тахографа с модулем СКЗИ стал приказ Министерства транспорта РФ №36 от 7 марта 2013. Приложение к Приказу № 36 от 7.01.2012 (требования к тахографам) (.zip, 89 Кбайт).

Идеология тахографа осталась прежней, изменилась аппаратная часть устройства. Вместо модуля ГЛОНАСС отвечающего за мониторинг, появился модуль СКЗИ с встроенным ГЛОНАСС. Назначение модуля СКЗИ предполагает сохранение данных получаемых от тахографа в зашифрованном виде. Эксплуатация модуля СКЗИ рассчитана на 3 года с последующей его заменой на новый. 

ВНИМАНИЕ!!! Для выполнения работ по активации, калибровке и замене модулей СКЗИ “Сервисная мастерская по установке тахогафов” должна иметь лицензию ФСБ на работу со средствами криптозащиты.