ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов) – это международное соглашение, принятое в Европе, а именно в Женеве, более 50 лет назад.
Его цель — установка правил, которые обозначают требования к перевозке опасных грузов по территории европейских стран с помощью специального автомобильного транспорта.
В России перевозка такого вида грузов осуществляется в соответствии с ПОГАТ (Правилами перевозки опасных грузов автотранспортом).
Под опасным грузом – понимается перевозка веществ, которые могут нанести вред при разгерметизации упаковок, при аварии или случайном пролитии/высыпании: водителю, другим людям, природе. Опасный груз – это, как правило, практически все виды отходов.
Документ регулирует следующее при перевозке опасного груза:
Емкости, в которых рекомендуется перевозить тот или иной класс груза (подробно описано в документе);
Маркировка тары;
Точные требования к транспорту, который будет перевозить тот или иной груз.
Структура ДОПОГ
Соглашение состоит из двух приложений – «А» и «В», которые состоят из 9 подробных частей.
В первом приложении (часть А) собран общий свод правил и пожеланий, которые затрагивают характеристики самих опасных веществ:
Первая освещает общие положения.
Вторая описывает классификацию веществ.
Третья представляет список всех опасных грузов, а также некоторые особенные положения по ограничению.
В четвертом разделе представлены требования к тарам, которые могут быть использованы для того или иного груза.
Пятая часть описывает этапы процедуры оформления перевозки.
Шестая представляет собой список требований, которые предъявляются к качеству и тестам контейнеров и емкостей для перевозки опасных грузов.
Седьмая часть подробно описывает требования к условиям перевозки, загрузки и отгрузки опасных грузов, а также условия приема и обработки.
Остальные части отведены под приложение «В», в котором рассмотрены основные требования к транспортным действиям и оборудованию: Требования к водителям и экипажу, который будет сопровождать груз, а также описание характеристик транспортных средств, которые допускаются к перевозке того или иного типажа опасных грузов, описание документов (образцы, что должно в них быть).
Требования к конструкции транспорта.
Транспортные средства на жесткой раме и тягачи для полуприцепов, перевозящие опасные грузы, максимальной массой более 3,5 тонн должны быть оборудованы устройством ограничения скорости в соответствии с техническими требованиями Правил № 89 ЕЭК ООН. Это устройство должно быть отрегулировано таким образом, чтобы скорость не могла превышать 90 км/час, с учетом технического допуска устройства. (ДОПОГ пункт 9.2.5)
Согласно ДОПОГ, все опасности можно разделить на несколько категорий:
Окисление (провоцирует возгорание).
Взрывоопасность.
Огнеопасность.
Едкость, или коррозийность.
Токсичность, или ядовитость.
Радиоактивность.
Классы опасных грузов по ДОПОГ
Всего в положении зафиксировано 9 классов опасных грузов, некоторые из которых разделены на подклассы:
выделяющие такие газы, которые моментально или быстро воспламеняются при контакте с водой;
с окисляющими свойствами;
органические пероксиды;
с высокой токсичностью;
инфекционные.
Точное понимание того, к какому классу относится тот или иной груз, поможет быстро и эффективно подобрать тару для его перевозки, провести необходимые тесты и оформить документы, а также проинструктировать будущий экипаж.
Для облегчения транспортировки опасных грузов следует позаботиться о маркировке тары.
Правила ДОПОГ
Они же – подсказка в оформлении груза, транспорта и пути следования. Правила составлены на основе международного соглашения, приняты Министерством РФ в 1995 году с правками от 1999.
В правилах подробно описаны следующие пункты:
Общие положения;
План организации перевозок;
Взаимодействие автотранспортных фирм со своими клиентами (положения об обязанностях отправителя и получателя, обязанности перевозчика);
Техническое обеспечение транспортировки грузов (требования к транспорту, к таре, к процессу погрузки и отгрузки);
Требования к лицам, задействованным в перевозках (водитель и прочий персонал);
Особенные требования к категории некоторых опасных грузов;
Подробная классификация опасных грузов;
Описание и список особо опасных грузов;
Примеры информационных графических документов (таблицы и карточки);
Прочие приложения к знакам, упаковке, документации.
Этапы планирования организации перевозки стоит расписать отдельно. В них входят:
получение лицензии и разрешения на транспортировку опасных грузов вне территории РФ;
разрешение на перевозку очень опасных грузов;
заключение договора на перевозку;
подготовка экипажа, обозначение маршрута;
принятие грузов;
составление системы информирования об опасной перевозке;
осуществление погрузки и разгрузки, правила движения средств;
особенности транспортировки грузов разных категорий и классов в одном средстве;
обращение с использованной тарой;
действия при авариях.
Требования к наличию доп. оборудования автотранспортных средств для перевозки опасных грузов
В частности пп.13, 14 и разделы 1.18, 1.20, 2.5 Приложения №6 к ТР ТС 018/2011
В соответствии с ТР ТС 018/2011 обязательные технические требования к конструкции транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, определяются Правилами ООН №105 и частью 9 Приложения В ДОПОГ.
Таким образом, на транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов, должно быть предусмотрено следующее дополнительное оборудование, а также необходимо к исполнению ряд требований к уже установленному:
Электропроводка должна быть надежно закреплена и проложена так, чтобы была защищена от механических и термических воздействий.
Электропроводка, расположенная позади кабины, должна быть дополнительно защищена.
Клеммы АКБ должны быть электрически изолированы или находиться под изолирующей крышкой (п.9.2.2.4 Приложение В ДОПОГ).
На прицепе/полуприцепе полной массой свыше 1,5 т необходимо наличие энергоаккумуляторов (или крана аварийного затормаживания) (п.5.2.2.9 Правил ООН №13), а также устройства активации стояночного торможения (кран растормаживания) в отсутствии автомобиля-тягача (п.5.2.2.10 Правил ООН №13).
В случае отсутствия на ТС перечисленных выше компонентов они должны быть доустановлены на сертифицированном предприятии, а само транспортное средство должно пройти процедуру переоборудования для внесения отметок сотрудниками ГИБДД в ПТС об установленных компонентах.
Расположение топливного бака должно быть таким, чтобы в случае утечки топлива, оно стекало на землю, не попадая на нагретые участки автомобиля, а также на заливной горловине топливного бака должна быть надежная, герметичная крышка (п.9.2.4.3 Приложение В ДОПОГ).
Переоборудование ТС
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения МВД РФ, по месту регистрационного учета транспортного средства, в порядке определенном законодательством Российской Федерации.
УОС на автомобиль с механической педалью газа. Устанавливается на ТС перевозящие опасные грузы. Целью устройства является ограничение максимальной скорости автомобиля до 60 или 90 км/ч.
Комплект сертифицированного дистанционного выключателя массы согласно требований 9.2.2.8.4 ДОПОГ. Главный выключатель массы имеет Сертификат соответствия на защиту степени IP 65.
Маячки проблесковые производства фирмы «САКУРА» отвечают всем требованиям Технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»