ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов) – это международное соглашение, принятое в Европе, а именно в Женеве, более 50 лет назад.
Его цель — установка правил, которые обозначают требования к перевозке опасных грузов по территории европейских стран с помощью специального автомобильного транспорта.
В России перевозка такого вида грузов осуществляется в соответствии с ПОГАТ (Правилами перевозки опасных грузов автотранспортом).
Под опасным грузом – понимается перевозка веществ, которые могут нанести вред при разгерметизации упаковок, при аварии или случайном пролитии/высыпании: водителю, другим людям, природе. Опасный груз – это, как правило, практически все виды отходов.
Документ регулирует следующее при перевозке опасного груза:
Емкости, в которых рекомендуется перевозить тот или иной класс груза (подробно описано в документе);
Маркировка тары;
Точные требования к транспорту, который будет перевозить тот или иной груз.
Структура ДОПОГ
Соглашение состоит из двух приложений – «А» и «В», которые состоят из 9 подробных частей.
В первом приложении (часть А) собран общий свод правил и пожеланий, которые затрагивают характеристики самих опасных веществ:
Первая освещает общие положения.
Вторая описывает классификацию веществ.
Третья представляет список всех опасных грузов, а также некоторые особенные положения по ограничению.
В четвертом разделе представлены требования к тарам, которые могут быть использованы для того или иного груза.
Пятая часть описывает этапы процедуры оформления перевозки.
Шестая представляет собой список требований, которые предъявляются к качеству и тестам контейнеров и емкостей для перевозки опасных грузов.
Седьмая часть подробно описывает требования к условиям перевозки, загрузки и отгрузки опасных грузов, а также условия приема и обработки.
Остальные части отведены под приложение «В», в котором рассмотрены основные требования к транспортным действиям и оборудованию: Требования к водителям и экипажу, который будет сопровождать груз, а также описание характеристик транспортных средств, которые допускаются к перевозке того или иного типажа опасных грузов, описание документов (образцы, что должно в них быть).
Требования к конструкции транспорта.
Транспортные средства на жесткой раме и тягачи для полуприцепов, перевозящие опасные грузы, максимальной массой более 3,5 тонн должны быть оборудованы устройством ограничения скорости в соответствии с техническими требованиями Правил № 89 ЕЭК ООН. Это устройство должно быть отрегулировано таким образом, чтобы скорость не могла превышать 90 км/час, с учетом технического допуска устройства. (ДОПОГ пункт 9.2.5)
Согласно ДОПОГ, все опасности можно разделить на несколько категорий:
Окисление (провоцирует возгорание).
Взрывоопасность.
Огнеопасность.
Едкость, или коррозийность.
Токсичность, или ядовитость.
Радиоактивность.
Классы опасных грузов по ДОПОГ
Всего в положении зафиксировано 9 классов опасных грузов, некоторые из которых разделены на подклассы:
выделяющие такие газы, которые моментально или быстро воспламеняются при контакте с водой;
с окисляющими свойствами;
органические пероксиды;
с высокой токсичностью;
инфекционные.
Точное понимание того, к какому классу относится тот или иной груз, поможет быстро и эффективно подобрать тару для его перевозки, провести необходимые тесты и оформить документы, а также проинструктировать будущий экипаж.
Для облегчения транспортировки опасных грузов следует позаботиться о маркировке тары.
Правила ДОПОГ
Они же – подсказка в оформлении груза, транспорта и пути следования. Правила составлены на основе международного соглашения, приняты Министерством РФ в 1995 году с правками от 1999.
В правилах подробно описаны следующие пункты:
Общие положения;
План организации перевозок;
Взаимодействие автотранспортных фирм со своими клиентами (положения об обязанностях отправителя и получателя, обязанности перевозчика);
Техническое обеспечение транспортировки грузов (требования к транспорту, к таре, к процессу погрузки и отгрузки);
Требования к лицам, задействованным в перевозках (водитель и прочий персонал);
Особенные требования к категории некоторых опасных грузов;
Подробная классификация опасных грузов;
Описание и список особо опасных грузов;
Примеры информационных графических документов (таблицы и карточки);
Прочие приложения к знакам, упаковке, документации.
Этапы планирования организации перевозки стоит расписать отдельно. В них входят:
получение лицензии и разрешения на транспортировку опасных грузов вне территории РФ;
разрешение на перевозку очень опасных грузов;
заключение договора на перевозку;
подготовка экипажа, обозначение маршрута;
принятие грузов;
составление системы информирования об опасной перевозке;
осуществление погрузки и разгрузки, правила движения средств;
особенности транспортировки грузов разных категорий и классов в одном средстве;
обращение с использованной тарой;
действия при авариях.
Требования к наличию доп. оборудования автотранспортных средств для перевозки опасных грузов
В частности пп.13, 14 и разделы 1.18, 1.20, 2.5 Приложения №6 к ТР ТС 018/2011
В соответствии с ТР ТС 018/2011 обязательные технические требования к конструкции транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, определяются Правилами ООН №105 и частью 9 Приложения В ДОПОГ.
Таким образом, на транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов, должно быть предусмотрено следующее дополнительное оборудование, а также необходимо к исполнению ряд требований к уже установленному:
Электропроводка должна быть надежно закреплена и проложена так, чтобы была защищена от механических и термических воздействий.
Электропроводка, расположенная позади кабины, должна быть дополнительно защищена.
Клеммы АКБ должны быть электрически изолированы или находиться под изолирующей крышкой (п.9.2.2.4 Приложение В ДОПОГ).
На прицепе/полуприцепе полной массой свыше 1,5 т необходимо наличие энергоаккумуляторов (или крана аварийного затормаживания) (п.5.2.2.9 Правил ООН №13), а также устройства активации стояночного торможения (кран растормаживания) в отсутствии автомобиля-тягача (п.5.2.2.10 Правил ООН №13).
В случае отсутствия на ТС перечисленных выше компонентов они должны быть доустановлены на сертифицированном предприятии, а само транспортное средство должно пройти процедуру переоборудования для внесения отметок сотрудниками ГИБДД в ПТС об установленных компонентах.
Расположение топливного бака должно быть таким, чтобы в случае утечки топлива, оно стекало на землю, не попадая на нагретые участки автомобиля, а также на заливной горловине топливного бака должна быть надежная, герметичная крышка (п.9.2.4.3 Приложение В ДОПОГ).
Переоборудование ТС
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения МВД РФ, по месту регистрационного учета транспортного средства, в порядке определенном законодательством Российской Федерации.
Маячки проблесковые производства фирмы «АВАФОН» отвечают всем требованиям Технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»